Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»

Грачи прилетели, Алексей Саврасов, 1871 год, Третьяковка. Фото: https://ru.wikipedia.org Название Грачи прилетели Страна, художник Россия, Алексей Саврасов Год 1871 Жанр пейзаж Где хранится Государственная Третьяковская галерея, Москва Материалы холст, масло Несколько березок, еще не проснулись от зимней спячки, на фоне куполов церковной колоколенки. Изогнутые холодными зимними русскими ветрами березки, тонкие и беззащитные этой ранней весной.  Еще вокруг лежит снег, совсем коротки первые весенние визиты солнышка. Кое-где поверх снега уже есть талые вешние воды. Да и снег уже рыхлый и мокрый, последний привет зимы. Вокруг березок летают грачи, некоторые их них садятся и примеряют прошлогодние гнезда. Домой ли они вернулись, или осваивают новую территорию, но, похоже, что им тут нравится. Большой крикливой стаей они обседают еще не проснувшиеся деревца. Отдельный акцент художник делает на самих птицах. На картине они изображены, чуть крупнее, чем грачи на самом деле, размерами примерно с воронов. Но картина от этого только выигрывает, должны быть выразительны главные герои, коль о них написано. Грачи, как первые вестники приближающегося тепла, нежного весеннего солнышка, первых зеленых листочков. Природа еще не проснулась, ее прилетели разбудить эти большие серые птицы. Под косыми лучами первого, робкого, весеннего солнышка склоняются еще неодетые ветки красавиц березок. Легкие тени на белом с проталинами снегу говорят о том, что ночи еще морозные и весне придется побороться. Га втором плане забор, деревянные постройки, старенькая колокольня и церквушка с куполами. По всей видимости, березки растут на сельских задворках, и каждый год тут селятся семьи грачей. Далее до самого горизонта видны серо-черные проталины равнины, похожие на сельские поля. Видна вода и вдалеке, то ли это талая вода на еще замерзшей земле, то ли речка просыпается ото льда и разливается долами. Задний план до самого горизонта лишь темный, непроснувшийся простор, лишь в дали чуть виднеется, еще неодетая, темными ветвями рощица. Снежные островки по всему второму плану напоминают о холодах, которые еще не ушли. Мастер свой пейзаж писал в селе Сусанино, похоже, что постройки на картине существовали на самом деле. С горизонта по еще низкому холодному небу ползут белые и серые облака, чередуясь. Как будто зима с весной соревнуются, кто сильнее. Только большие серые вестники весны уже прилетели и отпугнут холодную белую старуху-зиму.
Источник: muzei.club

todeep