Описание картины “Фокусник” Иеронима Босха

И.Босх, “Фокусник”, 1475-1505 гг., Фото: macrosvit.com.ua Название Фокусник Страна, художник Нидерланды, Иероним Босх Год 1475-1505 Жанр жанровая сцена, северное возрождение Находится Сен-Жермен-анЛе, Муниципальный музей Материалы дерево, масло Картину “Фокусник” написал нидерландский художник Иероним Босх в 1475-1505 годах. Едкая сатира на католическую церковь Работа полностью оправдывает свое название не только сюжетом, но и историей. Полотно с таким названием хранится сейчас в Муниципальном музее Сен Жермен-а-Ле (Франция), но оно не является оригиналом. Первоначальная версия “Фокусника” не сохранилась, но с нее было сделано 5 живописных копий и одна гравюра. Делал ли Босх эти копии самостоятельно или поручал это своим ученикам – неизвестно. Из-за этого картину невозможно точно датировать. Известно только, что она относится к раннему периоду творчества художника и была создана в последней четверти XV или самом начале XVI века. Насколько это относится к экспонату музея тоже неясно, потому что в 1978 году он был похищена, а через год возвращен. Но экспертизу подлинности полотна после его обнаружения никто не проверял. Есть версия, что сейчас в музее выставляется подделка, которую нашли во время полицейского расследования. Сюжет “Фокусника” – едкая сатира на католическую церковь. Алая одежда главного героя является прямой отсылкой к нарядам кардиналов. Стол, на котором разложен инвентарь – намек на алтарь. Группа горожан смотрит увлекательное представление – фокус с шариками и наперстками. За столом спрятана дрессированная собачка, а сбоку у стола – обруч, пока скрытый от зрителей. Видимо, выступление животного должно быть следующим номером программы. Фокусник держит в руках золотой шарик и хитро улыбается. На поясе его одежды закреплена корзинка с совенком – символом знания. Это символически означает, что проводит представление умный человек. Один из зрителей намерен разглядеть все детали и разобраться в происходящем. Он даже наклонился к столу, внимательно отслеживая движения рук фокусника. Изо рта этого наблюдателя выпадают лягушки – символ глупости. Одна уже сидит на столе, а вторая видна между открытых губ человека. Зритель так увлечен наблюдением за действиями фокусника, что не обращает внимания на ребенка, иронично наблюдающим за ним, и на замечает, как становится жертвой ограбления. Мужчина в светлой одежде и очках делает вид, что смотрит вверх. А его рука уже схватила кошелек, висящий на поясе зрителя.
Источник: muzei.club

todeep