Описание картины Генриха Семирадского «Похороны знатного руса»

Генрих Семирадский, 1884 год, картина «Похороны знатного руса», Фото: upload.wikimedia.org Название Похороны знатного руса Страна, художник Польша, Россия, Генрих Семирадский Год 1884 Жанр Историческая живопись Находится Государственный исторический музей, Москва Материалы холст, масло Генрих Семирадский – знаменитый художник-академист, мастер камерной идиллии, пейзажа и портрета. Прославился он благодаря монументальным античным полотнам и историческим картинам. Одной из ярких работ с глубоким сюжетом и сложной композицией стали «Похороны знатного руса», написанная художником в период его творческой зрелости. На холсте изображен кульминационный момент ритуального погребения знатного воина. Русами в древности называли воинственную дружину князя, набранную в Скандинавии. Они разительно отличались от миролюбивых славян, занимавшихся земледелием и не умевших управляться с оружием. Поэтому похороны на полотне проходят не по старославянским, а по скандинавским обрядам. Основную часть полотна занимает огромная деревянная ладья с вырезанной фигурой на носу. Это – судно, которое унесет душу умершего в загробный мир. Сам покойник сидит в ладье на богато украшенном троне, одетый в дорогие парчовые одежды. Вместе с ним в мир иной отправлялось все его оружие: колчаны со стрелами, щит и меч, доспехи. Рядом лежат заколотые жертвы: кони, бык, собака. Необходимой считалась кухонная утварь, ковры, музыкальные инструменты, сосуды с вином и прочие атрибуты роскоши. Кроме этого, в Царстве мертвых знатного руса будет сопровождать рабыня. Девушку нарядили в лучшие платья, украсили золотом и цветами, опоили пьянящими зельями. За ее спиной уже стоит старуха с занесенным кинжалом, чтобы одним точным ударом отправить служанку вслед за хозяином. На заднем плане возвышается фигура деревянного идола, которому поклонялись русы. У него рогатый шлем, страшная размалеванная голова, а за спиной висит большой топор. В нижней части картины изображено целое столпотворение: люди собрались, чтобы проводить господина в последний путь и поглядеть на процедуру сожжения. Внизу уже разведен костер, рядом стоит мужчина, готовый зажечь факел и начать кремацию. Большинство персонажей картины находятся в состоянии религиозного экстаза, опоенные вином или дурманящими зельями. Все полотно, написанное с невероятной реалистичностью, наполнено экспрессией и напряжением.
Источник: muzei.club

todeep