Описание картины Герарда Терборха «Бокал лимонада»

Герард Тербарх, 1664 год, картина “Бокал лимонада”. Фото: upload.wikimedia.org Название Бокал лимонада Страна, художник Голландия, Герард Тербарх Год 1664 Жанр Жанровая живопись, реализм Находится Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Материалы Холст (переведена с дерева), масло Картина голландского художника – первопроходца Герарда Тербарха в стиле жанровой живописи Западной Европы XVII века «Бокал лимонада» написана в 1664 году. Представляет собой переведенный с деревянной панели холст, написанный маслом, на сюжет из кулуарных, бытовых сцен: юноша готовит для девушки лимонад, женщина в возрасте наблюдает за ними. Мастерство детализации взглядов и чувств Никогда не изменявший мастерству голландского живописца, Тербарх первым приоткрыл занавес в мир состоятельных буржуа: работы позднего периода творчества наиболее полно раскрыли его талант к обрисовке деталей. На картине «Бокал лимонада», с виду простой, незамысловатый, раскрывается поистине тонкий, романтичный, где-то даже эротический сюжет: моложавый юноша, одетый по моде мещанского сословия, готовит лимонад для богато одетой девушки. Придерживая бокал, их руки соприкасаются. Взгляды переплетены. Третьей фигурой на картине выступает пожилая женщина, одетая просто и по-вдовьи. Ее рука и взгляд обращены к девушке, жест напутственно – покровительствующий, ободряющий. На подносе рядом лежит лимон. Сзади, в полутьме – разобранное ложе с балдахином. Внимание сразу же концентрируется на фигурах людей, упуская детали: они становятся видны только после рассмотрения основных персонажей. И только тогда раскрывается истинный замысел художника – обратить внимание на не столько обыденный процесс приготовления напитка, а на интимность, сокровенность взглядов и касаний. На картине впервые за историю изобразительного искусства Западной Европы расплетаются тонкими нитями психологические, чувственный связи двух героев. Об это свидетельствует и популярный в ту пору лимонад как средство лечения «любовной тоски», и смятые простыни, и тесное сплетение взглядов, и мимолетное, но настойчивое, мягкое касание руки юноши. Мастер жанрового живописного сюжета, Тербарх показывает себя и как мастер цвета, что, без сомнения, ставит его на один уровень с гениальными Габриэлем Мерсю, Питером де Хохом и Яном Венмеером. Картина представлена в Государственном Эрмитаже.
Источник: muzei.club

todeep