Описание картины Николая Богданова-Бельского «Устный счет»

Николай Богданов-Бельский, 1895 год, картина «Устный счет», Фото: artchive.ru Название Устный счет Страна, художник Россия, Николай Богданов-Бельский Год 1895 Жанр Жанровая сцена Находится Государственная Третьяковская галерея, Москва Материалы холст, масло Богданов-Бельский был выходцем из бедной крестьянской семьи, но сумел получить образование, развил свой талант и стал довольно успешным живописцем. Особенно любил он писать крестьянских ребятишек с их живым умом, жаждой к знаниям и большими светлыми надеждами. Возможно, в них он видел себя – вихрастого светловолосого мальчика с пытливым взглядом. Картина «Устный счет» тоже в определенном смысле биографическая. На холсте изображена школа, построенная в родном селе художника на деньги дворянина Сергея Рачинского. Там крестьянские дети находились на полном пансионе – это стало первым российским образовательным учреждением такого типа. Богданову-Бельскому посчастливилось учиться в этой школе, а профессор Рачинский стал его учителем и наставником, подарившем мальчонке с художественными способностями путевку в жизнь. Профессор использовал очень необычные методы обучения, интересовался совершенно различными, порой взаимоисключающими, дисциплинами: математикой, ботаникой, религией. Он считал, что освоение церковнославянской грамоты открывает дорогу к различным языкам, а церковные песнопения – это первый шаг к пониманию классической музыки. Его рациональная набожность выражается на полотне в образе Богородицы с Иисусом, висящем в раме рядом с грифельной доской. Сам Рачинский представлен на картине интеллигентным мужчиной в очках и строгом костюме, с проседью в иссиня-черных волосах. Он совершенно выбивается из скромной обстановки сельской школы и ребятишек в крестьянских рубахах. Вокруг него толпятся мальчишки, глубоко задумавшиеся над хитрой задачкой. В обучении учитель использовал собственный сборник задач для устного счета. Основная хитрость примера, написанного на доске, состоит в том, что ребятам не нужно в уме возводить степени и производить сложные вычисления. Достаточно лишь знать некоторые закономерности и последовательности, чтобы прийти к ответу. Все ученики отнеслись к задачке с огромным интересом и глубоко задумались. Их подгоняет легкое чувство соревновательности: каждому хочется первым додуматься до ответа и шепнуть его любимому учителю. Некоторые вдумчиво смотрят на доску, другие, напротив, отвернулись от нее, упорно умножая в уме.
Источник: muzei.club

todeep