Описание картины “Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе” Николая Ге

Николай Ге, “Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе”, 1871 год, фото: ru.m.wikipedia.org Название Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе Страна, художник Россия, Николай Ге Год 1871 Жанр историческая живопись, реализм Находится Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей Материалы дубовая доска, масло Картину “Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе” написал русский художник Николай Ге в 1871 году. Психологическое изображение драмы в истории России Ее идея родилась к экспозиции “передвижников”, к приближающемуся юбилею Петра I. Однако была приобретена прямо из мастерской П.Третьяковым еще до выставки. У полотна есть несколько дублей кисти самого Ге. Дело в том, что уже в галерее ее приглядел Александр II и автора попросили написать копию для первого покупателя. Но художник захотел получить на то его согласие. В итоге, из двух картин копию получил именно Александр II. Интерьер петергофского Монплезира, Петр I и его сын. Государь сидит в багровом бархатном кресле, Алексей Петрович стоит по другой угол стола. Исторически царевич, отвергая жестокий стиль реформ отца, сбежал в Европу, откуда был возвращен в статусе захватчика власти всея Руси. С ведома отца помещен в Петропавловскую крепость, где скончался от истязаний. Лица персонажей на полотне спокойны, но души их бушуют. Вероятно уже состоялся жаркий разговор, еще более убедивший Петра I в сыновней измене. Об этом могут свидетельствовать бумаги на столе. Задерживая вынесение приговора, отец всматривается в лицо царевича, надеясь встретить там раскаяние. А тот молча потупил глаза, уверенный, что смертный приговор ему не грозит. Очень интересна композиция светотени, четко разделяющая героев. Царевича озаряет много более мертвенный свет, что говорит об обреченности его души. Фигура отца, напротив, преисполнена жизненной энергии. “Траурная” черно-красная скатерть уже определила развязку этой драмы, разграничив героев сюжета. Шахматный пол трактуют либо как “регулярность” эпохи правления Петра I, либо как иносказательную шахматную партию, проигранную царевичем. Сводящее с ума напряжение между героями картины – попытка художника показать Петра I не палачом, но отцом, не без боли ставящим государственные интересы выше собственных.
Источник: muzei.club

todeep