Картина Владимира Боровиковского “Портрет Павла I в белом далматике”, Фото: muzei-mira.com Название Портрет Павла I в белом далматике Страна, художник Россия, Владимир Боровиковский Год 1800 Жанр Портрет Находится Государственная Третьяковская Галерея Материалы Холст, масло Портрет Российского императора Павла I написан Владимиром Боровиковским в 1800 году, ровно за год до трагической гибели царя в результате заговора. Павел I стоял у престола менее пяти лет и был сыном Екатерины Великой и Петра III. Он считается одним из самых трагических персонажей в истории правления Руси. На картине государь изображен в парадном платье с обязательными атрибутами государственной власти — на голове государя императорская корона, на плечах мантия из белоснежного горностая. В руках император держит скипетр, а на шее его на золотой цепи висит звезда святого Андрея Первозванного. Царь изображен в величественной и горделивой позе, он стоит возле массивного трона, возвышаясь над всеми, с великим удовольствием репетируя будущее коронование. На плечи его накинут богатый белый далматик. Это символ византийских правителей, который обозначает в христианском мире справедливость и спасение. Так же на государе одета короткая, с широким рукавом мантия, которая является одеянием великого магистра Мальтийского ордена. В конце XVIII века, когда рыцарский орден Римско-католической церкви в результате завоевания Британской империи Мальты остался без руководителя и без страны, Павел I был коронован на великого гроссмейстера ордена. На картине зритель видит главную деталь, указывающую на принадлежность императора к мальтийскому ордену — это мальтийский крест на короне, лежащей рядом с державой и он же, висящий на его груди. Скорее всего император Павел I, как ярый приверженец масонских ритуалов, видел в сочетании символов власти и масонства определенный смысл. Видимо в его понимании обладание символами масонства и атрибутами государственной власти символизировало господство над всем миром. Во время работы над портретом Владимир Боровиковский использовал свое мастерство в изображении разной фактуры материалов. Он показал, как складки бархата переливаются и сочетаются с бахромой отделки далматика, как переливаются золотистые атласные ленты, а горностаевый мех мягко сочетается с блеском бриллиантов короны.
Источник: