С.Мартини и Л.Мемми, “Благовещение”, 1333 год, Фото: muzei-mira.com Название Благовещение Страна, художник Италия, Симоне Мартини и Липпо Мемми Год 1333 Жанр триптих, иконопись, религиозная сцена Находится Галерея Уффици, Флоренция Материалы дерево, темпера, золото Триптих “Благовещение” был создан итальянскими мастерами Симоне Мартини и Липпо Мемми в 1333 году Из обыденного – в божественное Это произведение – шедевр Проторенессанса. Точную датировку смогли определить только в середине XIX века, в процессе реставрации рамы, на которой обнаружилась частично утраченная ранее надпись, оставленная авторами. Нет и достоверных данных о том, кисти какого мастера принадлежат отдельные части “Благовещения”. Вероятнее всего, Мартини – выдающийся портретист своего времени – работал над общей композицией и ликами святых. Мемми славился удивительно реалистичной передачей фактур. Вероятно, он трудился над изображением одеяний и декоративными деталями. «Благовещение» – одна из четырех частей декора алтаря бокового придела Сиенского собора в честь св. Ансания. Это и определило детали ее композиции: на левой части триптиха изображен именно св. Ансаний. В центральной части – евангельская сцена, в которой архангел Гавриил приносит благую весть Деве Марии. А вот относительно фигуры в правой части композиции искусствоведы расходятся во мнениях: одни утверждают, что изображена св. Маргарита, другие настаивают, что это св. Максима. В изящно оформленной золотым декором верхней части композиции расположены круглые медальоны – тондо – с живописными изображениями пророков Иеремии, Иезекиля, Исайи и Даниила. Для выполнения работы использованы яичная темпера, лазурит и золото. Изобилие этих драгоценных материалов подчеркивает значимость и величие ”Благовещения”. Все пространство триптиха залито неземным золотым светом. Фигуры святых в боковых его частях создают опору композиции, поскольку изображены плотными, насыщенными красками. Их лица безучастны, они лишь свидетельствуют о событиях, изображенных в центре триптиха. Середина по контрасту с боковинами выглядит воздушной, бесплотной. Справа на троне – изящная фигура Марии, слева – коленопреклоненный архангел Гавриил. Мария с недоверием и сомнением смотрит на божественного вестника. Гавриил будто застал деву в момент чтения – в одной руке она держит приоткрытую книгу, а другой придерживает края синего плаща на красном подбое.
Источник: