Описание триптиха “Страшный суд” Иеронима Босха

И.Босх, “Страшный суд”, 1504-1505 гг., фото: i.pinimg.com Название Страшный суд; Судный день; Триптих Босха Страна, художник Нидерланды, Иероним Босх Год 1504-1505 Жанр религиозная, аллегорическая сцена, Северное возрождение Находится Академия изобразительных искусств, Вена Материалы дерево, масло Картину “Судный день” написал нидерландский династийный художник Иероним Босх в 1504-1505 годах. Вся религия в одном гениальном триптихе Полотно создано по заказу нидерландского помещика. Стиль исполнения очень похож на художников-сюрреалистов нашего времени. Так только считается, что работа 1504-1505 годов, но Босх никогда не датировал свои произведения, что крайне осложняет жизнь историкам и искусствоведам. «Судный день» – самая масштабная во всех смыслах из сохранившихся творений Босха. За основу взять известный Библейский сюжет Страшного дня.  Это триптих – картина, состоящая из трех частей: справа изображен Ад, слева – Рай, а по центру – сам Судный день. Центральная створка работы – Страшный суд. В верхней части изображен Спаситель, сидящий на престоле, рядом с ним его мать – Мадонна, защитница всех грешников. Ангелы в белых одеяниях трубят в трубы возле трона Иисуса Христа, оповещая всему человечеству о том, что День Страшного Суда настал.  Возле престола – небольшая горстка праведников. Так Босх говорит, что человек по природе своей склонен к грехопадению. Верхняя часть картины выполнена в светлых тонах, нижняя же – нарочито в темных. В сознании людей того времени мельница вызывала негативный отголосок: именно ее художник изобразил в самом низу. Один грешник крутит жернова мельницы, приводит ее в движение и давит других. Это еще не Ад, но мучения уже начались. Правая створка изображает Ад. Босх демонстрирует его мрачным, переполненным. Несчастные персонажи проколоты ножами, копьями, арбалетами. Людей варят заживо и пытают огнем. Эта часть триптиха выполнена в темной палитре, с добавлением кроваво-красного цвета. Левая створка посвящена картинам Рая и выполнена в приятных глазу зеленых красках. Босх представил рай в свойственной ему манере: он не стал писать, какие блага ждут праведника. А вместо этого в левой части триптиха – несколько библейских сцен.  Центральное место занимает сотворение Евы. Чуть далее показано искушение Адама и Евы, их грехопадение. Далее – херувим, который по воле Бога изгоняет из райских садов Адама и Еву. Также Босх не оставил без внимания мятеж Люцифера с ангелами и изгнание их в Ад.
Источник: muzei.club

todeep